ГлавнаяКниги о котлахКотельные установки промышленных предприятий - Сидельковский Л.Н. Юренев В.Н.Низкотемпературная коррозия наружных поверхностей нагрева
Низкотемпературная коррозия наружных поверхностей нагрева возникает при конденсации на поверхности нагрева водяных паров и образовании жидкой пленки, являющейся электролито. Конденсация водяных паров возникает при температуре поверхности нагрева ниже точки росы, которая определяется парциальным давлением водяных паров в продуктах сгорания, увеличивающимся с повышением влажности топлива и содержания в нем водорода. Например, точка росы в продуктах сгорания АШ равна 27-28 °С, бурых углей 45-55 °С, мазута 44-45 °С и природного газа 54-55 °С. Наличие в продуктах сгорания S02 и S03 повышает температуру точки росы до 100-110°С.
На рис. 25.2 показаны зависимости температуры точки росы от наличия S03 и H2SO4 в продуктах сгорания.
Для особо сернистых топлив температура точки росы повышается до 150°С. При наличии водяных паров и сернистых соединений в продуктах сгорания образуется парообразная система Н20-H2SO4. Температура образования жидкой серной кислоты в продуктах сгорания определяется содержанием серы в топливе и при сжигании топлива с Sn=0,012 % кг/МДж равна 65°С, а при Sn=0,1/0,2 % кг/МДж она составит 125-140°С.
Конденсация чистых водяных паров при температуре поверхности ниже точки росы при отсутствии содержания в газах сернистых соединений может вызывать кислородную коррозию в воздухоподогревателе, расположенном в области низких температур, и в результате привести к сквозному разъеданию труб и перетеканию воздуха в газовую среду. Наличие в газах сернистых соединений и конденсация на поверхностях нагрева жидкой пленки, содержащей H2SO4, приводят к тому,что активизируется низкотемпературная коррозия наружных поверхностей нагрева.
На рис. 25.3 показаны зависимости скорости коррозии от температуры поверхности и от концентрации H2S04. Наибольшая скорость коррозии Кмакс имеет место при температуре стенки, близкой к температуре точки росы tр. При tcт>tр скорость коррозии уменьшается, а при дальнейшем повышении температуры - снова возрастает.
Как видно из рис. 25.3, а, имеется область температур стенки, при которой скорость коррозии незначительна и поверхность нагрева может работать длительное время. При работе на твердом сернистом топливе в зоне температур 70-110°С скорость коррозии не превышает 0,2 мм/год. При сжигании сернистого мазута скорость коррозии существенно выше, чем при сжигании твердого топлива, при этом характеристика K=f(tcт) не имеет безопасной зоны.
Наиболее активно низкотемпературная коррозия наружных поверхностей нагрева проявляется в воздухоподогревателях, в которых имеют место наиболее низкие температуры греющего и нагреваемого теплоносителей. Температура стенки трубы воздухоподогревателя, °С, исходя из баланса теплоты внутренней и внешней ее поверхности, определяется по формуле
где tг и tв - температуры продуктов сгорания на выходе из воздухоподогревателя и воздуха на входе в него, °С; ав и аг - коэффициенты теплоотдачи со стороны воздуха и газа, Вт/ (м2*К).
Из выражения (25.5) следует, что tст может быть получена выше температуры точки росы за счет увеличения температуры воздуха, поступающего в воздухоподогреватель, и уменьшения ав. Уменьшение ав, которое возможно за счет снижения скорости воздуха, связано с увеличением необходимой площади поверхности нагрева, а при загрязнении внутренней поверхности труб уносом не повышает tст и поэтому нецелесообразно. Широко применяемым методом предотвращения коррозии воздухоподогревателя является повышение температуры поступающего в него воздуха обычно путем рециркуляции горячего воздуха в воздухоподогревателе или предварительного подогрева воздуха в паровых подогревателях.
На рис. 25.4 показаны схемы повышения температуры поступающего в воздухоподогреватель воздуха путем рециркуляции горячего воздуха. Рециркуляция воздуха снижает температурный напор в воздухоподогревателе, повышает температуру уходящих газов и расход электроэнергии на дутье. При применении отдельного вентилятора для рециркуляции воздуха загрузка вентилятора остается неизменной и расход электроэнергии на рециркуляцию воздуха несколько уменьшается.
На рис. 25.4, в показана схема подогрева воздуха, поступающего в воздухоподогреватель в паровом подогревателе. Подогреватель устанавливается между напорной стороной дутьевого вентилятора и входной ступенью воздухоподогревателя. Он представляет собой трубчатый теплообменник, внутри труб которого проходит отработавший пар турбины при температуре около 120 °С. Снаружи трубы омываются потоком воздуха. В этом случае расход электроэнергии на дутье меньше, чем при применении рециркуляции, а использование отработавшего пара на подогрев воздуха несколько повышает регенерацию и за счет этого экономичность электростанции. Паровой подогрев воздуха при пропуске постоянного количества пара через подогреватель обеспечивает более высокий подогрев воздуха при пусках и остановках котла, что уменьшает коррозию воздухоподогревателя и при этих режимах. В некоторых установках подогрев воздуха в паровых калориферах осуществляют за счет пара низкого давления, получаемого в газовых испарителях, установленных за котлом.
Низкотемпературная коррозия наружных поверхностей нагрева исключается в первом ходе воздухоподогревателя путем применения в нем эмалированных трубок или изготовление их из некорродирующих материалов. В котлах, работающих на сернистых мазутах, присадкой доломита к мазуту, применяемой для предотвращения высокотемпературной коррозии, также снижается низкотемпературная коррозия наружных поверхностей нагрева в экономайзерах и воздухоподогревателях.