ГлавнаяСтатьи о котлахКотлы для котельных

Котлы для котельных

Котлы для котельных. Характеристики, виды котлов.

Котлы для котельных установок

Котлы для котельных разделяются по роду теплоносителя на паровые и водогрейные.

В водогрейных котлах теплоносителем является вода, нагретая до 95-115 °С. Они предназначены для отопления и горячего водоснабжения жилых, производственных, сельскохозяйственных, административных зданий и сооружений.

Паровые котлы - это агрегаты, которые вырабатывают пар. Он применяется в технологических процессах промышленных предприятий либо идет на выработку электроэнергии.

Самым распространенным типом котлов, которые устанавливаются в котельных, являются стальные водогрейные котлы. Так же существуют чугунные секционные котлы, которые постепенно уходят из эксплуатации, но их постепенно заменяют стальные. Стальные котлы отличаются простотой конструкции и обслуживания, долговечностью, небольшими габаритами.

Котлы для котельных установок

Водогрейные котлы для котельных

Стальные котлы выпускают с ручными топками - это котлы КВр, с полумеханическими и механическими топками - котлы КВм, с топками и горелочными устройствами для сжигания газообразного и жидкого топлива - котлы КВа.

Стальные водогрейные котлы могут отапливать помещения площадью от 1500 до 34500 кв.м, температура на выходе от 95 до 115 °С. Мощность в зависимости от типа может быть от 0.17 до 4.0 МВт. Причем котлы до 1.25 МВт могут работать без дымососного оборудования благодаря аэродинамической схеме, создающей необходимое разряжение под дымовой трубой.

Отопительные котлы для котельных марки КВ состоят из конвективной и топочной части. Конвективная часть выполнена из стальных цельнотянутых или электросварных труб, вваренных в раздающие и собирающие коллекторы. Весь блок обшит листовой сталью и устанавливается на топочную часть.

Топочное устройство водогрейного котла

Топочное устройство может быть нескольких видов.

  • Топки с неподвижным колосниковым полотном

В производственных котлах КВр предусмотрены ручная топливоподача и шлакоудаление. Топка - с чугунной провальной неподвижной колосниковой решеткой. Для загрузки топлива во фронте котла предусмотрена загрузочная дверца, а для выгрузки шлака и золы - зольная дверца. Топка с РВР (разновидность топочной решетки) представляет собой радиальную воздухораспределительную решетку из водоохлаждающих труб с полосой для провала золы и шлака.

Котел КВр для котельной

Промышленные котлы для котельных типа КВр предполагают использование тяжелого физического труда оператора, поэтому для облегчения нагрузок были разработаны топки с поворотными или опрокидывающимися колосниками. Колосники изготавливаются из чугуна с присадками из хрома и алюминия и имеют ребристую поверхность. Под колосниками расположены бункеры для сбора шлака и золы, выпадающих при повороте колосников. Для поддержания реакции горения осуществляется подача воздуха от дутьевого вентилятора.

Котлы для котельных установок с полумеханизированными и механизированными топками подразделяются на КВм с топкой ЗП РПК или ПМЗ РПК, с топками ТШПМ, ТЛПХ, ТЛЗМ и ТЧЗМ с разными мощностными показателями.

Топки ЗП РПК и ПМЗ РПК оборудованы механическими забрасывателями топлива и поворотными колосниками. Топливо транспортером передвигается в котловой бункер, откуда при помощи механического или пневмомеханического забрасывателя подается на колосниковую решетку. После сгорания шлак и зола путем поворота колосников сбрасываются в бункер, откуда удаляются транспортером.

Промышленные котлы для котельных с топками ТШПМ оборудованы неподвижным беспровальным колосниковым полотном и шурующей планкой. Для поддержания горения топливо должно изменять свое положение, эта операция называется шуровкой. В котельных с ручной топливоподачей эту процедуру выполняет кочегар вручную. В топках ТШПМ предусмотрена механизация с помощью шуровочной планки. Планка представляет собой чугунный брусок в форме неравнобедренного треугольника, укрепленный на штанге, приводимой в движение электроприводом. Угол наклона переднего края планки значительно больше, чем заднего.

Водогрейный котел с топкой ТШПМ

Планка совершает возвратно-поступательное движение со скоростью 15 м/мин. Находясь на дне загрузочной воронки, по ходу движения вперед планка перемещает достаточно большое количество топлива. Двигаясь назад, пологая сторона планки не имеет возможности сдвигать топливо, а только взрыхляет его, чем и совершает операцию шуровки. Полотно при этом неподвижно, шлак сбрасывается с него в конце поступательного движения в бункер, откуда и удаляется.

  • Топки с движущимся колосниковым полотном

Котлы для котельных могут оборудоваться топками другого типа: с движущимся колосниковым полотном и неподвижным слоем топлива на нем. Такие топки имеют разновидности:

ТЛПХ - топка с ленточным полотном переднего хода,

ТЛЗМ - топка с ленточным полотном заднего хода с забрасывателем,

ТЧЗМ - топка с чешуйчатой цепной решеткой.

На движущееся колосниковое полотно топки ТЛПХ топливо поступает самотеком и продвигается вперед, проходя все стадии горения. Образующиеся продукты сгорания сбрасываются в шлаковый бункер при повороте ленты вокруг звездочки.

В топке ТЛЗМ полотно движется от задней стенке к передней, загрузка его производится посредством механического или пневмомеханического забрасывателя. Особенностью забрасывателя является то, что крупные куски топлива отлетают к задней стенке, а мелкие ближе к фронту, пылевидные же сгорают в воздухе. Двигаясь к фронту топки, топливо сгорает, шлак и зола ссыпаются в бункер.

Топка ТЧЗМ - это чешуйчатое колосниковое полотно на цепной решетке прямого хода с тем же принципом работы, что и ТЛПХ.

Паровые котлы для котельных

Промышленные паровые котлы для котельных КП 300-2000 предназначены для получения пара давлением 0.07 МПа и температурой до 115 °С. Они работают как в паровом, так и водогрейном режиме. Котельный завод производит паровые котлы 2000 кг пара в час на различных видах топлива.

Паровой котел для котельной

По конструкции данные котлы являются жаротрубными - дымовые газы движутся внутри труб, а теплоноситель омывает трубы снаружи. Паровые котлы КП состоят из двух цилиндров разных размеров,  вставленных один в другой, соединенных фланцами и паросборником. Топка находится в передней части жаровой трубы, конвективный пучок труб - в задней.

Топка оборудована неподвижной колосниковой решеткой, на которой происходит сгорание топлива. Дымовые газы двигаются по трубному пучку и отдают теплоту поверхности нагрева. Пар собирается в верхней части котла и попадает в паросборную камеру, откуда далее направляется через паропровод потребителю.